вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
познай себя

Графолог Да!

Почерк расскажет всё

С осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью.

Об этом сообщила телерадиокомпания WDR.
По мнению финского министерства образования, школьники должны больше времени проводить не над тетрадями, а за компьютером, набирая текст с помощью клавиатуры. В тоже время, как сообщается, детей в Финляндии будут продолжать учить пользоваться при письме ручкой или карандашом — на уроках школьники перейдут на печатные буквы. Кстати, в некоторых федеральных землях Германии, например, в Северном Рейне-Вестфалии, уже сегодня в начальной школе разрешено писать исключительно печатными буквами.

Письмо, почерк - это сложный психомоторный акт, вся цивилизация началась с письменности. Психомоторно печатно писать намного медленнее и неудобнее, такое письмо требует большего количества остановок и никогда не сможет быть полностью спонтанным, легким, как курсив. Говоря совсем коротко - за такие эксперименты уже поплатились в Америке, успеваемость таких детей падает, навыки чтения и даже поведение страдает.

Честно говоря, хотелось надеяться, что чиновники от образования прислушиваются к учёным. Всё идет к тому, что хотят заменить тетрадь на компьютеры. Но это хорошо, только когда идёт вместе, и компьютеры, и тетради, а не одно вместо другого. Это очень актуальная тема.

Не секрет, что уже много лет некоторые предрекают «гибель» почерку, поскольку считают, что он «пережиток прошлого», что почерк «умирает» и должен просто-напросто исчезнуть. О «смерти почерка», безусловно, удобно рассуждать жителю крупного города, имеющему пару компьютеров, бесперебойный Интернет и электричество, не забывающему оперативно всё это оплачивать. Ему кажется, что всё это было всегда и навсегда останется неизменным. Создаётся иллюзия, что это всё - такой же естественный придаток человека, как собственные руки или голова.

Предлагаю выйти за уровень восприятия обывателя и подумать о, без преувеличения, опасности такого самонадеянного отвержения почерка, и о не менее опасном безоговорочном желании отдаться "на волю" технике.печатать

Что будет, если теперь – интеллект человека, его руки, письмо, а также книги и искусство - будут храниться не «в человеке», а рядом, и единственное интеллектуальное и "психомоторное" усилие будет сводиться к кнопке "поиск" в Интернете?

Думается, что при таком существовании параллельно с «глобальными виртуальными справочниками», человек постепенно потеряет и свою любознательность, а сам - станет по-настоящему беспомощным. Но находясь пока в самой высокой точке развития, т.е. и обладая всеми необходимыми «ручными» навыками, и одновременно получая удовольствие от изобретений технологии, современный человек об этом сейчас не думает, видя лишь удобства.

Оказывается, многое неочевидно. Совсем недавно я получила письмо от одного читателя, которое сводилось к мысли «А я всегда это говорил! Вот Вам и первая ласточка!", и содержало ссылку на новостную статью, гласившую: «В школах штата Индиана отказываются от обучения письму - дети обойдутся клавиатурой». Что ж, людям так хочется верить, что все очень просто и очевидно.. Они не подозревают, что такие «безобидные и прогрессивные» шаги могут привести к точке невозврата.

Затухание сразу нескольких, развитых эволюцией и участвующих в процессе письма, психических функций, а также резкое снижение, количественное и качественное, формирования новых нейронных связей в мозге (что подтверждают исследования мозга) - будет способствовать деградации. Кто-то спросит: «А как же слепые, ведь у них всё в порядке, хотя они не пишут?» Но даже если говорить о слепых с самого рождения, им деградация не грозит по той простой причине, что они вынуждены «думать пальцами». Их мелкая моторика настолько развита (речь не только о системе Брайля), что порой и зрячий не сможет так ловко манипулировать пальцами, не контролируя действия глазами. Письмо – это прежде всего действие, тонкая координация, а не только зрение.

Предлагаю, пока не поздно, подумать вот над чем.
Несомненно, высокие технологии упрощают нам жизнь. Они позволяют не тратить время на рутинные процессы, казалось бы, освобождая его на главное предназначение современного человека – думать, созидать, изобретать, развиваться. И это – способствует развитию личности, ума, креативности и продуктивности. Однако блага высоких технологий моментально превратятся в фатальную ошибку, как только начнут не сопровождать, а заменять функции мозга.

кнопкиКак Вы думаете, если не учить ребенка в первых классах счёту «вручную», «по старинке», а просто вручить ему с 1 класса и до конца школы калькулятор – научится ли он когда-нибудь считать, думать логически, понимать, что такое цифры? Вы скажете: «А зачем ему, если есть калькулятор?» Логично продолжить и сказать: «А зачем эта вся математика, вообще все точные науки в школе, если уже практически всё можно решить нажатием кнопок?» И тем не менее, их не отменяют, а детей в школах продолжают учить думать логически.

Аналогично – риторически звучит вопрос о том, научатся ли люди выражать свои мысли и грамотно писать, если со школы сочинения пишутся с помощью компиляции скопированных кусков из Интернета - по сути, процесс сводится к вводу ключевой фразы в поисковик и пресловутому нажатию на кнопку; ошибки исправляет компьютерный автоматический «спеллер»; принтер печатает готовый текст и картинки, и учитель ставит «отлично»? Нет, не научатся.

Не умея считать, не умея выражать мысли, не зная грамматики – мы лишим человека возможности задействовать многие психические механизмы, которые развиваются, реагируя на специальные раздражители, оставим их на уровне примитивного человека. Но если отмена обучения счёту или грамматике «вручную» – затрагивает более узконаправленные механизмы мышления и психики, то отмена письма от руки – способна нанести сокрушительный удар сразу по многим направлениям.

Не нужно добавлять, что человек, заменивший свои функции «технологическими протезами», становится полностью зависим от технологий, ресурсов энергии или растущего риска вспышек на Солнце. Таким человеком легко манипулировать, он не самостоятелен и вынужден будет согласиться со всем, что ему навяжут и чего лишат. Он уже не будет принадлежать себе, и если довести ситуацию до полного «торжества технологии», то если однажды где-то что-то «перегорит» - человечество, поручившее считать, писать, читать, сочинять и думать за себя машине, лишится своей памяти, истории, смысла существования.

Прогресс и просвещение в истории человечества зародились благодаря письменности и всегда сопровождались этим «ручным» навыком. Печатанию совсем немного времени в сравнении с человеческой историей, всеобщему же печатанию на компьютере – нет и двух десятков лет.

Еще в середине прошлого века Лурия А.Р., профессор, доктор медицинских наук, доктор педагогических наук, психолог с мировым именем, говорил об исключительной сложности и важности процесса письма, в своей монографии «Очерки психофизиологии письма» (1950) в книге «Письмо и речь. Нейролингвистическое исследование».  

     Инесса Гольдберг, руководитель Института Графоанализа

Copyright © 2024 GrafologDa! Rights Reserved.